Парад подводного кино - 'АКВАФИЛЬМ'
О фестивале
Идея
Организаторы
Программа
Конкурс фото & видео
Парад звезд
Партнеры
Парад подводного кино 'Аквафильм' - фестиваль мечты

Игорь Недужко

Игорь Недужко - человек-дельфин


На счету Игоря Недужко — председателя жюри Международного фестиваля подводного искусства «Серебряная акула» — более двухсот операторских работ в под- и надводном пространстве. Героями его съемок становились как известные актеры, так и различные животные. Например, дельфины в фантастическом фильме «Люди и дельфины», снятом на киностудии «Киевнаучфильм» в 1983 году.

Однако знаете ли вы, что в съемках этого фильма были «задействованы» дельфины… искусственные? Об этом рассказал нам Игорь Недужко во время V Фестиваля подводного искусства «Серебряная акула».

 Игорь Маркович, почему для съемок потребовались дельфины-муляжи, разве нельзя было использовать дрессированных животных?

— Знаете, по советским временам сама идея фильма «Люди и дельфины» — авантюра. Можно сказать, что тогда в государстве слово «дельфин» было практически под грифом «секретно». Мало кому известно, что большинство отловленных дельфинов использовались в СССР в военных целях. Существовал, правда, для туристов «безобидный» Батумский дельфинарий, но остальные дельфины работали на «оборонку». Например, все в стране знали, что есть Севастопольский дельфинарий, но никто не знал — где конкретно и как в него попасть. Потому что в Севастопольском дельфинарии готовили дельфинов для охраны акваторий, для вылавливания затонувших торпед и многого другого. Я знал об этом достаточно хорошо, поскольку мои друзья работали в том дельфинарии. Мы, по понятным причинам, старались наше знакомство не афишировать и, конечно, не говорили о секретных программах по обучению дельфинов.

Когда был задуман фильм о дельфинах, мы боялись одного — что военные цензоры не пропустят фильм на экран, дабы мы не рассказали зрителям «лишнего». Пришлось пойти на хитрость — придумать искусственного дельфина.

Каков он был, искусственный дельфин?

— Его автор — технический гений Леонид Кудин, а в создании макета дельфина участвовала фирма «Латекс», «родная мама» организатора нашего фестиваля — фирмы «Катран».

Получилось все не сразу. В первый год эксперимента преследовали неудачи. Поначалу мы, делая макет дельфина, рассуждали так: человек с вытянутыми вперед руками — по размеру почти дельфин. И в первую половину макета поместили человека. Решение было ошибочным — стык «первой половины» с хвостом бросался в глаза. К тому же, из такого дельфина актеру было очень трудно освободиться. И не смотря на то, что в съемках были задействованы чемпионы Союза по подводному плаванию, мало что получалось. Приходилось снимать по отдельности — либо «морду» дельфина либо хвост. Спасали комбинированные кадры.

На второй год у нас уже было два макета. Леонид Кудин вместе с нашим художником по костюмам Владимиром Цырлиным и фирмой «Латекс» изготовили второй макет. У этого дельфина была дырка снизу. Актер залезал в макет снизу, а мы с нижних точек этого «дельфина» уже не снимали. В макете сидел Дмитрий Червецов, мастер международного класса, ученик Лени Кудина. Он с Леней Кудиным прошел специальную переподготовочку. И до того дотренировались, что искусственный дельфин начал дельфинировать — в море на полкорпуса показывался плавник. Именно так ведут себя настоящие дельфины — не полностью выпрыгивают в воздух.

Однажды случился курьез: ученые, которые занимались дельфинами, сказали нам: «Ну, ваш искусственный дельфин — это все равно, что дуб, настоящий дельфин по-другому плывет. Вот посмотрите, как настоящие дельфины плавают». А в это время как раз мимо «плыл» наш дельфин! Когда они это поняли, то глазам не поверили.

Внутри и снаружи подводного дома

Героиня фильма живет в подводном доме. Во время просмотра фильма кажется, что это на самом деле так. Как удалось добиться подобного эффекта?

— Надводную часть дома мы строили в Батумском дельфинарии, а подводную в маленьком бассейне киностудии «Киевнаучфильм». Синяя вода в иллюминаторах домика на деле — матерчатый фон, а под «домом» был бассейн.

По сценарию: дельфин плавает в бассейне, а затем заныривает в подводный дом — в гости к ученой. Неожиданно для ученых дельфин оказывается экспериментатором наоборот — он сам ведет наблюдение за нашей героиней — Светланой Роговой. А у Светланы, по сценарию, душевная травма. Она разочаровалась в приятеле-альпинисте, бросившем друга в горах, из-за чего тот погиб. Однако на деле все было не так — парень не виноват. Эхо отразилось в горах и он, обманувшись, побежал в противоположную сторону. Все обвиняют его в смерти друга — мол, убежал от товарища, не спас. Вот и любимая девушка, наша героиня, отказывается от него. И тогда на сцену выходит дельфин — вступается за бедного парня, пытается внушить девушке, что тот не виноват. Дельфин, когда девушка спит, внушает ей разные образы, а сны этой Светланы Роговой записываются на магнитофонную ленту и просматриваются нашим главным героем (его сыграл Игорь Ледогоров). Когда, наконец, странные картины удается расшифровать, все узнают, что трагедия произошла у горы Семи голосов — дельфиниха доказала, что во всем виновато эхо.

Естественно в нашей киевской киностудии, в бассейне размером 2х3, ни о каком настоящем дельфине и речи быть не могло. Приходилось пользоваться макетом. На море также иногда использовали макет вместо дельфина.

«Контрабандные» съемки

Но настоящих дельфинов вы тоже снимали?

— Конечно, нелегально снимали и живых дельфинов — в Батуми, на Карадаге, нелегально — в Севастополе, на Тарханкуте, на Малом Утрише. Помню на Карадаге был дельфин Малыш. Этот очень своенравный дельфин вырос в бассейне и считал себя его хозяином, потому все инородное выталкивал из бассейна или бил. Приходилось приспосабливаться…

В открытом море дельфинов очень трудно снимать. Ну, когда в бассейне — это понятно, вплоть до того, что мы снимали бассейн в Броварах, под Киевом, а потом подставляли кадры снятые в Батуми. Но нужно было много снимать и в открытом море. В частности, эпизод, где дельфин спасает героя, которого играет Ледогоров.

Я договорился с ребятами из дельфинария — Галиной Шуреповой и Николаем Черкашевым, что они привезут в вольере в открытое море дельфина, а потом его выпустят. Я подплыву на лодке с другой стороны, опущусь с другого борта, чтобы охранники с базы нас не заметили. Напомню, что в то время съемки с живыми дельфинами были почти под госзапретом. Поэтому мы работали словно подводные диверсанты. Мой ассистент одет был в форму моряка и я какую-то фуфаечку нацепил.

Снимаю. Наш главный герой тонет (кстати, Коля Черкашин его дублировал, потому что это был его дельфин), дельфин подплывает и спасает его. Все надо снять в открытом море.

У дельфинов желание спасать — генетически заложено, знаю, это — не дрессура. Вот дельфин начал спасать «тонущего» актера, я снимаю. Вероятно, дельфин дал какой-то сигнал, и в кадре появляется второй дельфин — с моря. Правда, он не дикий оказался — ушел с военной базы, и его потеряли. А когда услышал сигнал нашего дельфина, то приплыл. Однако пришлый дельфин, по прозвищу Нептун, был агрессивным, поскольку его дрессировали на охрану акватории. Нептуну на роструб надевали нож, дельфин должен был всех чужих бить в основание черепа. Настоящий дельфин-килер.

…Я вылез наверх, и мне говорят: «Возьми рыбку, если к тебе будет Нептун подплывать, чтобы не бил — покорми». Засунул за пазуху 15 ставрид и в воду…

Нептун вокруг меня кружится, я ему — рыбку. А всплыть нельзя. Если всплыву — береговая охрана примет за диверсанта. Любой неопознанный костюм в районе базы расценивался как диверсант. Открыли бы тогда автоматный огонь или, уж точно, снарядили бы лодку и разоблачили наши съемки. И мы подвели бы не только коллег, но и ребят, которые нам помогали с дельфинами. Ребята, вообще, рисковали карьерой…

Поэтому мне нельзя было всплывать, а под водой у меня ставрида заканчивается. Когда кончилась совсем, Нептун подплыл и деликатно в основание черепа меня толкнул. Понимая, что дело пахнет нафталином, я сразу пошел на дно, хорошо, что около ямы находился. Лег на дно, а Нептун надо мной кружится. Слышу — звук катера. Всплывать сразу нельзя, так как непонятно откуда катер движется: под водой в звуках трудно ориентироваться, он со всех сторон слышится. И только когда ребята заглушили мотор, я поднялся на поверхность.

Тогда мы еще сняли эпизод, как дельфин впереди лодки летит — в открытом море прыгает. Я фуфайкой камеру закрыл, чтобы с базы не заметили. Дельфин прыгал впереди лодки, а ему бросали рыбку как можно дальше, чтобы всплеска видно не было. Снимали чуть ли не навскидку, ну, слава богу, получилось неплохо.

Все, ребята! Я ваш навеки!

Говорят, дельфины произвели незабываемое впечатление на актера Игоря Ледогорова…

— Сначала на роль главного героя пробовался другой актер. Но у него от морской воды начался конъюнктивит, и мы просто вынуждены были заменить его. Пригласили Игоря Ледогорова.

Закон производства, есть закон производства — вынь да положь, если нет — в следующий раз тебе уже никто картину снимать не даст. Режиссер Владимир Хмельницкий — прекраснейший творческий человек, но еще и отличный экономист, это учитывал. Шел второй год работ, и мы решили за один месяц снять во всех четырех серияъ, все, что у нас связано с подводными съемками.

Ледогорова пригласили на встречу в Батумский дельфинарий. Он приехал. И так как-то не доверчиво ко всему отнесся.

Замечу, что Игорь Ледогоров в то время — ого-го! — актер центрального театра Советской армии. А тут какая-то студия Киевнаучфильм — хоть и известная, но студия нехудожественного фильма, научно-популярного. Поэтому к нам немного свысока относились. Когда Ледогоров приехал, я спросил: «Вы хотите поплавать с дельфинами?» «Вообще-то, хотел бы, — отвечает, — но, честно говоря, боюсь». Плавает он так, для любителя средне, не спортсмен, конечно. Я говорю: «Давайте так, Игорь Владимирович, мы наденем на Вам костюм «Садко», желтый с черным. Он без грузов будет, Вы будете держаться наплаву в любом случае и пообщаетесь с дельфином». Ледогоров надевает костюм. У кого клаустрофобия, тот знает — когда костюм надеваешь, он шею давит, и в первый раз даже у храбрых людей страх появляется. Я смотрю, у Игоря глаза немного расширились, он подходит к зеркалу и говорит: «Это ведь и не артист Ледогоров, а любой другой человек. Можно я сниму шлем?» «Только смотрите, вода в костюм зальется, ну это не страшно». Тогда он снимает шлем и опускается в воду.

Задача была такова: дельфин подплывает, Игорь берется за плавник, и дельфин его «спасает».

Я камеру приготовил, говорю: «Игорь Владимирович, съемка». И вот что значит профессионал — только что глаза были испуганными, а тут сразу заулыбался. Хлопает рукой по воде, дельфин к нему подплывает. Игорь берется за него, и дельфин начинает возить…

Когда Ледогоров вылез, говорит нам: «Ребята, я — ваш». Такого он не мог даже представить.

— Дельфин понял, — рассказывает, — что я, грубо говоря, чайник в воде. И когда я его взял, хотел меня транспортировать, но почувствовал, что плохо держусь, приостановился и подождал, когда возьмусь крепко. Чем крепче я его сжимал, тем быстрее меня вез, и к концу мы уже выделывали фигуры высшего пилотажа. Это действительно разум. Меня это так поразило, что чтобы я теперь ни делал в жизни, я всегда буду ваш.

Вот так дельфин переманил известного артиста на нашу сторону.

Опасности подводных съемок

Вы практически «подпольно» снимали этот фильм. Что еще осталось за кадром?

— В картине были задействованы актеры из разных театров. Мы договорились, что в июле все они собираются на Карадаге и мы снимаем эпизоды, в которых, они должны фигурировать вместе. За месяц мы сняли все актерские сцены из четырех серий.

Представьте, что бывали моменты, когда я снимал тремя камерами одновременно. Одна камера стояла на берегу синхронная, одна камера — рапидная, и подводный бокс.

Залезаю под воду, снимаю подводные кадры, вылезаю, не снимая костюма, снимаю синхроны какие-то и тут же снимаю рапидой — скоростной. Нагрузка страшная.

В сентябре снимали на Тарханкуте, и нам очень повезло. Бог, наверное, за наши мытарства, предоставил погожий сентябрь, хотя в это время обычно на Тарханкуте сезон штормов. Снимали в течение месяца каждый день. Я залезал в 10 утра в воду и в шесть вечера выходил. Причем даже не обедал — пообедаешь, уже нельзя опускаться, на желудок давит, тяжело, не то настроение. Поэтому не обедал, сидел в воде, костюмы ведь хорошие были — 8 часов в воде, 3-4 акваланга. Владимир Карпичев — организатор подводных съемок фильма — создал комфортные условия для работы подводного оператора. И за один месяц мы сняли подводные эпизоды всех четырех серий.

К концу съемок я оглох. Месяц ничего не слышал. Не знаю, с чем под водой это было связано, барабанных перепонок не рвал. Особенно высокие частоты, вообще перестал слышать. Остаточные явления проявляются и сейчас, когда идет перекрестный разговор, я теряюсь — низкие частоты остались, высоких нет. Не рекомендую целыми днями работать под водой. Но у нас выхода не было.

Флиппер и картонная акула

Расскажите поподробнее о комбинированных съемках…

— Надо сказать, что комбинированными были съемки не только с дельфинами.

По сценарию нужно было снять эпизод с акулой. А где ее взять в Черном море? Бывает, конечно, черноморская акула катран, но у нее хвост вытянутый, поэтому акулий контур выходит «хиленький». Мы придумали следующее: взяли акулу из американского фильма «Флиппер» и в комбинированном кадре свели ее с человеком. Нырял (как бы вместе в акулой) актер Вадим Ледогоров — сын Игоря.

Представьте себе, что после того как встреча Ледогорова с акулой была скомбинирована, оператор комбинированных съемок Николай Шевчук приходит ко мне и говорит: «Игорь, а ты знаешь, что у американцев акула тоже искусственная — у нее бок фанерой залеплен!». Если Вы помните, в американском фильме есть такой момент: Флиппер бьет акулу несколько раз, у той идет кровь…

Выходит, американцы просто сделали макет, и в этот макет долбил дельфин Флиппер! Но оператор, видимо, с первого дубля не сумел снять как надо, а новую акулу делать накладно, поэтому дырку в боку закрыли фанерой, и все дела. А мы лишь с третьего просмотра эти заклепки увидели! Американцы тоже дурят, но мы, получается, не хуже. Ведь и «Орка» у них была искусственной, и «Челюсти»… разница лишь в том, что американцы тратили на макеты миллионы долларов, а нам дельфин был нужен для того, чтобы пройти киноцензуру.

Судя по тому, что фильм вышел на экраны, цензоры его благословили…

— Когда сдавали фильм цензору, все было нормально. Мы объяснили, что у нас дельфинов не было.

Как не было дельфинов?

— У нас куклы были.

Как куклы?..

— Цензоры приехали на студию, мы им показали макеты, они страшно удивились, но все подписали. Только благодаря этому фильм «Люди и дельфины» появился на свет, иначе его, конечно, никогда бы не было. 100-процентную гарантию даю — не было. А потом макеты взяли ленинградцы, у них там какой-то фильм снимался о девушке-гребчихе, влюбленной в тренера дельфинов. Не знаю уж, снимали они, не снимали, во всяком случае, так мы обходили военных цензоров.

Разумные поневоле

Вы снимали и другие фильмы с участием дельфинов. Было ощущение, что дельфины — разумные существа?

— Сложный вопрос. Можно ли сказать, что есть собаки умнее или дурнее?

Я много снимал животных. Например, фильм «Загадочный мир животных». Там у нас были свиньи. У меня сложилось впечатление, что они понимают не хуже дельфинов. В загоне у нас было 9 хряков из разных свинарников. То есть хряки «знакомы» не были, а мы загнали их в один вольер — они стали выяснять отношения. Знаете, когда наш консультант посмотрел (он в период репрессий Лысенко сидел в тюрьме), то сказал: «Ребята, это — тюремный вариант».

Девять хряков выяснили, кто есть кто. И получились два лидера: один — половой, другой — пищевой, всегда ел первым. А был № 3 — Вася, здоровый такой хрячок, но никуда не лез. Вот дают кушать, он последний кушает: осталось так осталось, не осталось, значит, будет без еды. А кормушка на 2 рыла. Подходили, все стояли и ждали очереди. Сначала дрались, потом поняли иерархию и на второй день все стояли в очереди по установленному правилу.

Чтобы нарушить иерархию по сценарию мы дали им спирт с яблочным соком. Ричард — лидер — подбежал первым, остальные хряки или один за другим, соблюдая заведенный порядок. Вася пил последним. Ричард вырыл под заборчиком ямку и лег в нее. Вася, когда напился, начал метаться по вольеру. Я думаю: «Что он там мечется?» Оказалось — ищет Ричарда. Когда Вася его нашел, начал избивать так, что бедный Ричард визжал, словно маленький поросенок, бегал от Васи во все стороны.

Название у фильма было «Гений стаи», но когда в министерстве об этом узнали, решили — слишком смело. Гений у нас был один в то время. Поэтому сказали — пусть будет «Загадочный мир животных», неопределенно и очень аморфно. Этот фильм задумывался как продолжение фильмов режиссера Феликса Соболева Соболева «Думает ли животное» и «Язык животных».

В фильме были и дельфины?

— Да, были дельфины. Мы снимали дельфинье поведение в стае. Оказывается, даже медузы реагируют на присутствие друг друга. Кстати, очень интересные у нас были фильмы на Камчатке, где снимали медведей, котиков, каланов. Калан — морская выдра, которая в трех красных книгах записана под тремя звездочками, то есть ее абсолютно нельзя беспокоить. Каланья шуба, по-моему, только у королевы Англии есть, больше ни у кого. Мех ее очень ценен, так как износа не знает. Есть речная выдра, ее мех в 10 баллов оценивается, а у калана — в 12.

Был, например, случай в Москве, когда мужчину поймали с каланьей шапкой: «Ты — браконьер!». В милицию пришли, отодрали подкладку, а в подкладке написано — «РАК». То есть Российско-американская компания, 1905 г., и двуглавый орел. С 1905 года, почти 100 лет, эта шапка проносилась, а как новая была.

Так вот мы получили разрешение на отлов двух каланов, поймали, в вольер запустили. Надо было кормление снять и контакт с человеком. Спрашиваю: «Можно я дотронусь?» Зубы у них такие, что мидию, как семечки, жуют. Меня запустили к каланам. Сначала те от меня убежали, потом я снял ласты, лег на спину, как калан, и стал их копировать. Тут мамаша и дочка (они почти одинакового роста) ко мне подплывают. Я даю дочке мидии, она ест. Мамаша видит, что дочка мидии ест и тоже присоединяется. Потом они 15 минут на мне сидели, целовали, я маску снял — каланиха меня облизала. Дикое животное, а через 45 мин после контакта с человеком, как ручное.

Животных не надо бояться… Однажды мы повстречали дикую лисицу, я в рот взял конфету и пробовал дать ей, но она не взяла, с рук взяла, а изо рта — нет. Может, я зубы не почистил? Видно, побрезговала! Но с рук брала. Я все подтягивал руки ко рту, думал, что сейчас будет снят уникальный кадр. Не взяла! Но она нас не боялась! Если бы люди не были столь агрессивны, то и дикие животные были бы не дикими, а относились к людям дружелюбно.

 

Назад

Недужко
Изготовление сайта Инфо-Марк